Неділя, 24.11.2024, 06:57Головна | Реєстрація | Вхід

Форма входу

Пошук

Наше опитування

Як, на Вашу думку, повинна називатися Рідна Віра
Всього відповідей: 205

Друзі сайта

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Поисковый анализ сайта
Каталог статей
Головна » Статті » Історія і етнографія

Древлянский треугольник


    Начиная с середины 19 века земли Полесья привлекали пристальное внимание археологов, в частности благодаря тому, что многие из легендарных событий древнерусской истории происходили именно в этих местах. На территории древлянской земли было исследовано более 60 городищ периода 7-13 веков (имена большей части из них до сих пор неизвестны), исследовано большое количество курганных могильников, найдены отдельные объекты культового назначения, в том числе т.н. Шумское святилище под г. Житомиром, раскопки на котором проводились в 1966 году археологической экспедицией под руководством Русановой.
    Казалось бы, после такого внимания исследователей славянской древности к нашему региону сложно было бы ожидать находки чего-то, что могло бы удивить. Тем не менее, простой анализ топонимики Житомирщины, некоторой доли исторических фактов и местного фольклора, а также отчётов о предыдущих археологических изысканиях позволяет построить интересную и заманчивую гипотезу.
    В частности, внимание привлекает район, находящийся юго-западнее Житомира и образующий неправильную трапецию между руслами рек Тетерева и Гуйвы.
    В 26 километрах от места впадения Гуйвы в Тетерев расположено село Старая Котельня, до 13 столетия - крепость Котельнич. В километре от данного пункта расположено с. Волосово. От того же места слияния рек, но уже по Тетереву на юго-запад расположено село Волосовка. В названиях этих населённых пунктов легко усмотреть связь с Велесом-Волосом - покровителем магических искусств, властелином Иного мира. Если между данными сёлами провести воображаемую линию, то вместе с изгибом Тетерева и получится та самая трапеция. Почти в центре ее располагается ещё один населённый пункт с не менее интересным именем - Троянов. Этимологию имени "Троян" до сих пор обсуждают как историки, так и традиционалисты, приводя в качестве вариантов решения и Трояна как языческое божество, и тройственный принцип построения мира - Явь, Навь и Правь, и даже римского императора Траяна. Для нас интересен другой вариант толкования этого слова, но о нём позже. Недалеко от Троянова берёт своё начало река Коща, которая позже впадает в Тетерев недалеко от села Тригорье. Севернее Троянова располагается место, где некогда было село Велико-Шумск, на околице которого и проводились раскопки экспедицией Русановой.
    Теперь рассмотрим всё собранное вместе. Волосово и Волосовка - разумеется данные названия скорее связаны с Велесом, чем с кем бы то ни было. По А.Платову "Троянова тропа" - дорога в иные миры, связь между мирами, в том числе между миром этим, материальным миром людей, и миром мёртвых. Река Коща наводит на мысль о возможной связи её названия с другим хтоническим персонажем, перекочевавшим во всем с детства известные сказки, а именно с Кощеем, который, по мнению некоторых, также является ипостасью Велеса. Ничего определённого нельзя сказать о Тригорье, возможно, в названии всего лишь указание на какие-то три горы, некогда находившиеся рядом, однако с другой стороны вспоминаются славяне Щецина с их Триглавом и посвящённым ему чёрным конём, что могло указывать на почитание Чернобога-Велеса, если отталкиваться от того, что белый конь посвящён Световиту. И, наконец, Шумское святилище, где, по А.Рыбакову, древлянами некогда была принесена громадная одноактная жертва не кому нибудь, а самой Морене, иными словами - олицетворенной смерти.
    Это, конечно, может быть лишь простым совпадением. Но к данным фактам хотелось бы прибавить ещё кое-что.
    Южнее Житомира, на одной из верхних граней трапеции, находится село Заречаны, которое ранее носило название Псыщи. До сих пор житомиряне помнят о тех, кто дал в своё время повод для такого названия - о громадных псах. Есть несколько вариантов легенд о псах в этой местности, общим является то, что данным животным в легендах приписывалось не совсем земное, не вполне материальное происхождения. По одному варианту, некогда, ещё до принятия христианства, подобные псы служили охраной местным волхвам и их святилищам поскольку степь была рядом, а из степи друзья не приходили, только смерть. После принятия христианства и волхвы, и их псы, якобы, ушли "с открытой сцены", но до сих пор незримо находятся рядом, среди нас. Другой вариант обязан своим рождением наличию под Житомиром целой сети катакомб, самые ранние из ходов, якобы, были вырыты ещё во времена Руси, самые поздние - в период Речи Посполитой. Доводилось слышать, что необычные псы приходили оттуда и туда же возвращались, то есть являлись прямо из-под земли, "с того света". Конечно же, это можно считать лишь местным фольклором, тем не менее на память приходят легенды о Дикой Охоте Одина - германо-скандинавского аналога Велеса. Интересно всё таки - там Один, здесь указания на Велеса, там псы, и тут псы.
    Интересно также привлечь факты из "новой" истории. В период оккупации в 1941-43 годах Житомир и его окрестности привлекли пристальное внимание шефа СС Г.Гиммлера. Проявилось это в создании под Житомиром ставки Гиммлера и мемориального кладбища солдат СС под с.Заречанами (Псыщами), куда свозили тела для захоронения со всей Украины и даже России. Довелось разговаривать с руководителем местных следопытов; работы у них всегда много, так как в Житомирской земле до сих пор лежат незахороненные останки солдат обеих сторон. Руководитель следопытов высказал мнение, что выбор места для мемориала и ставки под Житомиром были обусловлены тем, что Гиммлер якобы знал о существовании Шумского капища и о сакральном значении этой местности.
    Несколько слов о сакральности. С учетом сказанного можно предположить следующее: Поскольку более нигде в области в одном месте нет подобной концентрации географических имён, имеющих отношение к Велесу и Иному миру, то уже можно предположить, что до определённого момента истории данная местность играла особую роль у древлян. Наличие указаний на Иной мир и его владыку, на дорогу между мирами, принесение древлянами в этом районе беспрецедентной одноразовой жертвы Морене позволяет утверждать о трактовке данной местности как места, где есть "пробой" между миром этим и миром потусторонним. На это же могут указывать и легенды о собаках, в чём то сходные с легендами о Дикой Охоте и псах Аннуна. Не исключено, что верхушка СС каким то образом имела понятие о том, где создавалась ставка шефа СС и мемориал погибшим, тогда само захоронение солдат и офицеров СС в этом районе может выглядеть попыткой "прямой отправки по назначению", то бишь в Вальгаллу. Честно говоря, последнее кажется автору слишком маловероятным, хотя, возможно, интересы "Анненэрбе" простирались не только на территории, имеющие отношение к германскому наследию.
     Наконец, если продлить боковые стороны описанной выше трапеции, они сойдутся в месте, которое в народе до сих пор носит название Чертолесье, или попросту Чёртов Лес. Правдоподобным выглядит предположение, что ранее этот лес мог соотноситься с Велесом, а после принятия христианства, под давлением церкви был отнесен к чертовщине. 

Категорія: Історія і етнографія | Додав: Радаслава (27.02.2010)
Переглядів: 3726 | Теги: етнографія, історія древлян, древлянский треугольник, древляни | Рейтинг: 4.7/7
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
САЙТ СЛОВ’ЯНСЬКОЇ ДУХОВНО-РЕЛІГІЙНОЇ ГРОМАДИ "ВЕЛИКИЙ ВОГОНЬ” (м.Житомир)
Copyright greatfire.ucoz.ua © 2010